ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
Введение
Психолого-педагогическое сопровождение обусловлено государственным заказом на
результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ. Развитие личности в процессе психологопедагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На
основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель: создание условий для психолого – педагогического сопровождения воспитательно –
образовательного процесса согласно ФГОС, доступная, безопасная и разнообразная образовательная
среда для обеспечения защиты прав детей на развитие, образование и сохранение психического
здоровья.
Достижение цели обеспечивает решение нескольких задач:
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что способствует развитию импатии, навыков позитивного общения,
любознательности, инициативности, самостоятельности и творчества;
Развивать умение детей чувствовать и понимать других людей, сверстников и
взрослых.
Способствовать самораскрытию и самореализации педагогов.
Способствовать формированию
доверительного
взаимодействия с
семьями
воспитанников.
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
Преемственность в работе детского сада и начальной школы;
Построение образовательного процесса в соответствии возрастных особенностей и
возможностей дошкольников.
Пути решения поставленных задач:
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ;
- коррекция психических и поведенческих функций детей;
- информационно-просветительская работа с родителями и педагогами;
- работа по преемственности социальных сфер с ДОУ.
Техническая характеристика кабинета.
Кабинет педагога-психолога располагается на первом этаже детского сада, в стороне от
помещений хозяйственного и бытового обслуживания.
Кабинет педагога-психолога общей
площадью 12 кв.м., цвет стен, потолка, подобран по принципу использования спокойных и
нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Потолок
покрашен водоэмульсионной краской, на стенах – обои, пол окрашен эмалью, лежит ковер.
Помещение теплое. Температура воздуха в кабинете – от 21до 24 С. Площадь кабинета освещена
равномерно, естественное освещение - одно окно с западной стороны и искусственное освещение люстра трёхрожковая, закрепленная на потолке. Во время занятий включается настольная лампа для
дополнительного освещения.
Малая площадь кабинет позволяет вмещать не более 4-х детей. Поэтому работа в кабинете
организовывается только в индивидуальной форме и в малых группах (не более 4-х детей). Для
групповых форм работы задействуются групповые комнаты и музыкальный и спортивный залы.
Кабинет оснащен
таким образом чтобы способствовать реализации
основных функций:
диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной и методической.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический
комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов,
эмоционально – волевой сферы.
Рабочая зона кабинета оснащена:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Наименование имущества
Предметы мебели
Шкаф для хранения документов
Шкаф плательный
Полка книжная навесная
Стол детский
Стул детский
Стол письменный рабочий
Стул взрослый мягкий
Мягкое кресло
Настольная лампа
Технические средства
Монитор
Системный блок
Клавиатура
Компьютерная мышь
Мягкие модули
Сухой бассейн
Сухой душ
Дополнительные средства
Ковер напольный
Количество
(штук)
1
1
2
2
4
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Описание функциональных зон в кабинете
Пространство кабинета невелико, но организовано в соответствии со спецификой
профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, кабинет разделен на несколько рабочих
зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны.
Зона консультативной работы предназначена для консультирования всех участников
образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей) по проблемам обучения и
воспитания детей с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в
работе с детьми. Оборудована эта зона двумя мягкими креслами.
Зона коррекционно-развивающей работы предназначена для проведения с детьми
коррекционных, развивающих занятий и диагностического обследования. Оборудована она детским
столом и стульчиками, различного вида дидактическими играми, пособиями, материалами для
детского творчества.
Игровая зона подразумевает создание ситуации комфорта для ребенка, обеспечивает
быструю адаптацию ребенка, к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.
Она оборудована различными игрушками, конструкторы, мозаика, карандаши, бумага.
Зона организационно – планирующей деятельности педагога – психолога помогает
специалисту организовать свою профессиональную деятельность: подготовка к занятиям,
консультациям, обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации,
методической литературы, пособий и пр. Эта зона оборудована столом, компьютером, шкафом.
Сенсорно - релаксационная зона оборудованная сухим бассейном и сухим душем,
массажные шарики и мячи разного диаметра и плотности предназначена для стимуляции тактильной,
зрительной, слуховой чувствительности. Разные по структуре шарики и мячи обеспечивают
широкий спектр разнообразных ощущений.
Список используемых диагностических методик
№
п/п
1.
Диагностическая методика
Авторы
Экспресс-диагностика развития
психических процессов,
2.
3.
определение степени школьной зрелости.
Методика изучения мотивации старших
дошкольников.
Комплект диагностических материалов по
оценке и учёту индивидуальных особенностей
развития детей 5-7 лет.
графическая методика «Красивый рисунок»,
диагностика психического состояния ребёнка.
Методика «Дорисовывание фигур»
Направлена на определение уровня развития
воображения, способности создавать
оригинальные образы.
Методика «Рисунок семьи».
Методика «Страхи в домике».
Тест Изучения уровня самосознания,
Руденко Л.Г. Павлова Н.И. методическое
пособие, комплект методик для детей 2й
младшей группы, средней группы, старшей
группы, подготовительной группы.
А.Керна – Я. Йирасика
Белопольская Н.Л.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
Методика Изучение самооценки и
морального поведения.
11
Изучение осознания мотивационных
предпочтений. методика «Три вопроса»
12
Исследование эмоциональной стороны детскородителького взаимодействия. методика
ОДРЭВ. определение показателей
выраженности характеристик взаимодействия
родителя и ребёнка.
Комплект диагностических заданий для
оценки развития познавательной деятельности
ребёнка для младшего, среднего, старшего,
подготовительного возраста.
диагностика личностных особенностей детей в
возрасте от 6 до 10 лет.
Непрямая экспресс-диагностика УПР (уровня
психического развития) дошкольников.
13
14
15
16
«Выявление детей дошкольного возраста
группы риска».
17
Ничипорюк Е.А.. Оценка психического
развития ребёнка в возрасте от 1 до 3 лет.
под редакцией академика РАО М.М.
Безруких. – М.: 2006.
Венгер Л.А., Цукерман Г.А.
Дьяченко О.М..
Захаров А.И.
Захаров А.И.
Особенности психического развития детей 67 летнего возраста /под. ред. Д.Б.Эльконина,
А.Б.Венгера – М.; 1987.
Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и
моральное поведение дошкольников //
вопросы психологии. – 1989.
Особенности психического развития детей 67 летнего возраста /под. ред. Д.Б.Эльконина,
А.Б.Венгера – М.; 1987.
Е.И.Захарова, к.п.н. доцент кафедры
возрастной психологии психологического
факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Журнал справочник педагога-психолога.
Детский сад. № 3,4 2013.
Методика Рене Жиля
Психология детства. Практикум. Тесты,
методики для психологов, педагогов,
родителей. / Под ред. А.А. Реан. – СПб.:
«прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
(Экспертная оценка по схеме М.М.Семаго
(психолого-медико-педагогическое
обследование ребёнка Комплект рабочих
материалов/ под ред.М.М.Семаго. –М.,1999.С99-100). Материал для практического
занятия Ничипорюк Е.А..
Психология детства. Практикум. Тесты,
методики для психологов, педагогов,
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
«Кактус» диагностика эмоциональных
процессов.
Смирнова Е.О. Диагностика развития
предметной деятельности для детей от 1 до 3
лет.
Смирнова Е.О. Диагностика развития общения
и речи для детей от1 до 3 лет.
Смирнова Е.О. Диагностика развития
процессуальной игры для детей от 1 до 3 лет.
Диагностический альбом для оценки
развития познавательной деятельности
ребёнка, дошкольный и младший школьный
возраст.
авторская модификация Методики
«Контурный С.А.Т.-Н» автор Э.Крис,
Тест «Домик» определение уровня
произвольной регуляции деятельности.
Тест тревожности
методика исследования личности
«Психогеометрический тест»
Эльконин Д.Б.. «Диагностика уровня
сформированности игровых навыков».
схема наблюдения развития игровых навыков.
Позволяет осуществить как качественный, так
и количественнй анализ УСИН у
дошкольников.
Экспресс-диагностика готовности к школе.
родителей. / Под ред. А.А. Реан. – СПб.:
«прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
Панфилова М.А.
Смирнова Е.О. Диагностика психического
развития детей от рождения до 3 лет.
Методическое пособие для практических
психологов /- Е.О.Смирнова,
Л.Н.Галигузова,
Т.В.Ермолова,С.Ю.Мещерякова. 2-е изд.
испр. и доп. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2005.
- // -//Семаго Н.Я., Семаго М.М.,
СемагоН.Я..
Чередникова Т.В.Тесты для подготовки и
отбора детей в школы: рекомендации
практического психолога. – СанктПетербург, фирма «Стройлеспечать», 1996.
Р.Тэммл, М. Дорки В. Амен.
Сьюзен Деллингер (США)
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. – СПб.:Речь,
2003
Практическое пособие. Е.К.Вархотова,
Н.В.Дятко, Е.В. Сазонова
Я. Йирасика. опросник ориентировочного
теста школьной зрелости.
Список коррекционно-развивающих программ
1. Данилова С.И. «программа по развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка». – М.: ТЦ
«Сфера», 2018.
2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
3. Крюкова С.В. «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это можно есть, то,
конечно, скушаю», для работы с детьми 3-6 лет. М.: «Генезис», 2002.
4. Крюкова С.В. «Моя первая ступень в телесный мир», для работы с детьми 3-6 лет. М.:
«Генезис», 2002.
5. Крюкова С.В. «Здравствуй, Я сам!», для работы с детьми 3-6 лет. М.: «Генезис», 2002.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания» программа для детей
5-9 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и
практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия
«Практическая психология».)
8. Семенако С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно –
развивающие занятия. – М.: АРКТИ.2004
9. Фомина Л.В. «Сенсорное развитие, для детей (4)5-6 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Примерный перечень рабочего материала:
1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования.
Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для
индивидуального тестирования.
2. Фигурки плоскостного театра «Море»
3. Мозаика.
4. Книги для просмотра детьми.
5. Лото «фрукты – ягоды»
6. Лото «герои мультфильмов»
7. Лото «цветы»
8. Лото «животные»
9. Лото «Кто построил дом»
10. Счетный материал.
11. Настольные, развивающие, дидактические игры.
12. Эмоциональный уголок.
13. Демонстрационный и раздаточный материал к коррекционно-развивающим занятиям.
14. Канцтовары
15. Методическая литература.
16. Документы, формы учета деятельности и отчетность.
Игры
1. Развивающая игра для дошкольников лото «Кто построил дом» (Знакомимся с профессиями,
тренируем внимание, развиваем память).
2. Познавательная игра – лото «Цветы» (знакомство с видом, названием цветов; развитие
памяти, наблюдательности; формирование интереса к окружающему миру).
3. Познавательная игра – лото «сюжеты мультфильмов» (развитие зрительного восприятия,
образного мышления и внимания).
4. Дидактическая игра «Формы и фигуры» 12 карточек,(развитие зрительного восприятия,
образного мышления и внимания)
5. Дидактическая игра «Сравниваем противоположности (16 карточек, развитие зрительного
восприятия, образного мышления и внимания)
6. Дидактическая игра «У нас порядок» для детей 3-5 лет.
7. Интеллектуальные игры Б.П.Никитина «Уникуб» От простого к сложному.( Игра развивает
способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объёмными
фигурами).
8. Интеллектуальные игры Б.П.Никитина «Сложи узор» От простого к сложному. ( Развитие
способности к анализу и самоанализу, зрительную память, умение решать нестандартные
задачи, расширяет интеллектуальные способности).
9. Цветная мозаика. (Развитие цветоощущения, моторики, абстрактного мышления)
10. Разнообразные пазлы.
11. Строительные наборы.
12. Развивающая настольная игра «Половинка к половинке» (Развитие памяти, речи,
ассоциативного мышления, увеличение словарного запаса).
13. Развивающая игра «Найди пару».
14. Развивающая игра «Последовательность событий» (Развивает память, речь, логическое
мышление, мелкую моторику рук и увеличивает словарный запас ).
15. Развивающие игры «Сложи квадрат» 12 квадратов из 2-3 частей, (Развитие речи, логического
мышления, внимания, памяти и зрительного восприятия, конструктивного праксиса.)
16. Развивающие игры «Форма» (Запоминаем геометрические фигуры, развиваем логическое
мышление и память.).
17. Развивающие игры «Что есть что?» (развитие памяти, внимания и пространственных
представлений, таких мыслительных операций как анализ и синтез.).
18. Настольная игра «Что за чем?» (Развитие речи, логического мышления, внимания, памяти и
зрительного восприятия)
19. Дидактическая игра «Слово за словом» (развитие речи)
20. Пирамидки.
21. Матрёшки.
22. Игра – занятие «Шнурочки» (Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления и
творческих способностей).
23. Интерактивные игры «Внимание, память, логика» USB версия.
«Азбука 12 карточек».
«Времена года».
«Домашние животные».
«Дикие животные» .
«Игрушки».
«Инструменты».
«Математические наборы»
«Мебель».
«Насекомые».
Наглядные пособия
«Овощи».
«Одежда».
«Птицы».
«Полевые и луговые цветы».
«Профессии, орудия труда»
«Счётные наборы»
«Транспорт наземный, воздушный,
водный»
«Формы и фигуры»
«Фрукты и ягоды».
«Эмоциональные лица».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь
ребёнку? Учебно-методическое пособие.2-е изд. – СПб.: Речь. 2008.
2. Бабенко Т.И..Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Физиолого – педагогическая коррекция
моторики кисти ведущей руки ребёнка, Ростов –на – Дону. 1994
3. Безруких М.М. Комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных
особенностей развития детей 5-7 лет. под редакцией академика РАО М.М. Безруких. – М.:
2006.
4. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей
дошкольного возраста.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком КАК? – М.: АСТ: Астрель, 2007.
6. Данилова С.И. «программа по развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка». – М.: ТЦ
«Сфера», 2018
7. Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии
занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
8. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к
школьному обучению. Н.И.Гуткина. Москва 1993.
9. Дьяченко О.М. «Лес полный чудес» программа развитие воображения для детей от 3-5 лет.
издательский дом «Карапуз», 2000.
10. Запорожец И.Ю. психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003»,2010.
11. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка: - СПб: Союз,1997.
12. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. – К.: Рад.шк.,1990
13. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у
дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2006.
14. Интернет-технологии как ресурс деятельности учителя-дефектолога: Учебно-методич.
Пособие / Под ред. Н.В. Микляевой.- М.: АРКТИ, 2018.
15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.:Речь, 2003
16. Ковалёв С.В Психология современной семьи. Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и
психология семейной жизни»: - М.: Просвещение, 1988.
17. Крюкова С.В. «Здравствуй, Я сам!», для работы с детьми 3-6 лет. М.: «Генезис», 2002.
18. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого
педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь, 2007.
19. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания» программа для детей
5-9 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
20. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /под. ред. Д.Б.Эльконина,
А.Б.Венгера – М.; 1987.)
21. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и
доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
22. Психологическая диагностика: учебное пособие/под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.М.:МПСИ;Воронеж: изд. НПО «МОДЭК» 2001.
23. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. /
Под ред. А.А. Реан. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
24. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений у детей дошкольного возраста: Кн. Для
воспитателей детского сада. – М.: Просвещение . 1991
25. Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит,
изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
26. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр:развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: ООО
«Издательский Дом «Кристалл»». 2000
27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка.
Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб.: Речь, 2011.
28. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К.. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях
разных типов. В помощь практическим психологам: Учеб.пособие. -. Ростов – на – Дону: Издво РГПУ 1996.
29. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.
Методическое пособие для практических психологов /- Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова,
Т.В.Ермолова,С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
30. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе.- М.: Эксмо. 2010.
31. Соколова Ю.Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка – М.: Эксмо. 2010.
32. Соколова Ю. Игры и задания на готовность к школе. Внимание, память, мышление,
математика, развитие речи, мелкой моторики. – М.: Эксмо, 2010
33. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. .- М.: Эксмо. 2010.
34. Фомина Л.В. «Сенсорное развитие, для детей (4)5-6 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
35. Чейпи Дж.Готовность к школе: Как родители могут подготвить детей к успешному обучению
в школе / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.